» Атомный ледокол «Ленин»

Атомный ледокол «Ленин»

Атомный ледокол- огромный корабль, который освобождает путь для других судов в полярных широтах, где вся вода в морях покрыта льдом. Сейчас существует 10 атомных ледоколов (точнее, 9 атомных ледоколов и один лихтервоз), все они принадлежат России и прописаны в Мурманске. «Ленин» был самым первым и самым знаменитым в мире. Сейчас это корабль-музей, и тут есть что посмотреть. Если быть честными, ничего ледокол не колет, он наезжает на лед сверху и разрушает покров под своим огромным весом. Такой вот ледодав скорее.

Атомный — значит работает он на ядерном топливе, внутри стоит реактор (обычно несколько). «Ленину» для работы на льдах нужно 45 гр ядерного топлива в сутки. Это чуть меньше, чем спичечный коробок. Именно поэтому во время плаванья ни в каких дозаправках он не нуждался и за один рейс мог побывать и в Арктике, и у берегов Антарктиды. Обогащение уранового топлива — 45%, это меньше, чем в оружейном уране (>90%), но больше чем в реакторах на АЭС. Реакторное помещение выглядит примерно так:

Сейчас естесственно все демонтировано, но как мне рассказали, люди реально работали вблизи ректоров просто в белых халатиках, хотя и внешняя физическая защита там была вполне себе приличная. Реакторы почти не отличаются от тех что на АЭСках стоят: двухконтурные, с турбиной и двумя электрогенераторами. Вот так выглядит маленькая часть турбины:

На самом деле она огромная и спускается на несколько палуб вниз, включили послушать звук как она работает — громко конечно, но находиться рядом можно. Кстати опять для людей научно-ядерных: на фото реактора торчат не ТВСки, а регулирующие стержни. Одно хорошо — народ их не руками поднимал-опускал (вроде бы:). На самом деле на те времена он был оборудован супервысокотехнологичными штуками. Ага. Смотрите что таким считалось в 1960-х:



Вообще для моряков на судне создавались отличные условия. На супер-тяжелых должностях (например, в турбинной или котельной) смена длилась 4 часа, после-8 часов отдыха, на других — 8-ми и 12-ти часовые смены. Кормили четыре раза в день. На ледоколе есть бассейн (изночально его не планировали, но потом по просьбам моряков переоборудовали несколько помещений) и кинозал (тут забавно, после 5-8 месяцев плаванья члены экипажа рассказывали, что когда им было совсем скучно и фильмы надоедали, они смотрели их задом наперед и придумывали разную озвучку). Моряки играли в волейбол на открытой палубе, занимались творчеством, устраивали музыкальные вечера и танцы. Да-да! Танцевать было с кем. Так как «Ленин» — судно не военноое, а гражданское, то на бору находилось около 20% женщин:) Есть даже больница с операционной, стоматологическим и рентген-кабинетом.
Больница на судах того времени — явление редкое, в моряки абы кого не берут, но случалось разное. Тем более «Ленин» мог вести за собой целый караван кораблей, суммарный экипаж превышал иногда тысячу человек, так что без многопрофильного врача никуда. Самые частые опрерации — на аппендицит и грыжу, еще лечили зубы, вправляли переломы и удаляли татуировки с именами девушек, которые не дождались. И всем этим занимался один человек)
А теперь про аварии. Таких было три, хотя про них не очень-то хотели рассказывать и на вопрос об инцидентах сначала сказали, что все время все было ок, а потом-таки поведали про две.
Первая (самая опасная и та, про которую экскурсовод не упомянул) случилась на шестой год плаванья. Открытой информации про нее немного: «вследствие ошибочных действий персонала была повреждена активная зона второго реактора и ее потребовалось выгрузить». Всю эту радиактивную кашу достали и выгрузили на плавтехбазу «Лепсе» (очередной суперзасекреченный и один из самых загрязненных объектов в мире, который ДО СИХ ПОР не утилизировали, сколько лет он стоял и фонил!). Остаток топлива загрузили в контейнер, а потом взяли и скинули в воду. Просто скинули. В просто море. Радиационный химик во мне негодует и никак не может представить КАК они это все делали. В открытом море в 70-е годы...
Вторая случилась через два года, по одной версии, просто залезли посмотерть как там у реактора дела и поняли, что на корабле сделали все хорошо кроме него, что он на грани выхода из строя и продолжать на нем работать опасно. По другой версии, в одном из контуров появилась небольшая протечка, полезли они ее чинить и…повредили реактор настолько, что дальше его эксплуатировать нельзя было. Очень комично-плачевная ситуация сложилась. Но в Советском Союзе было много смышленых инженеров и придумали они…Взорвать к черту корпус судна чтоб реактор просто выпал. Выгрузили все топливо (ну слава богу додумались, хотя никому не известно, куда его дели), потом немножко надпилили корпус и несущие конструкции, заложили на дно взрывчатку, сделали бах, и реактор просто выпал на морское дно, где и валяется до сих пор. Вот примерная схема для наглядности:

В итоге имеем кораблик с огромной дырой в корпусе. Все рассчитали так, чтобы он не начал крениться или тонуть. Почти весь экипаж был на борту, а после взрыва корабль тихонько взяли на буксир и повезли в порт чинить, латать и ставить новую установку. Интересно то, что весь корабль построили чуть больше чем за три года, а чинили его в два раза дольше. Так из трехреакторного ледокола «Ленин» стал двухреакторным.Ну и последняя, третья внештатная ситуация произошла с «Лениным» на работе, во льдах Арктики. У ледокола оторвалась (или разломалась пополам) одна из винтовых лопостей (на картинке выше внизу слева),с помощью которых он плавает и залазит на лед. В обычной воде он вполне смог бы на оставшихся добраться до ближайшего порта на замену, это сама по себе несложная процедура в условиях суши. Но как добраться до суши если вокруг ледяное полотно толщиной 2,5 метра, а других ледоколов рядом нет? Три дня без перерыва отважные водолазы ныряли в ледяную воду и ВРУЧНУЮ меняли лопасть. А вода и вправду ледяная, я пробовала. В итоге все закончилось хорошо, никто не пострадал, а корабль пошел работать дальше как ни в чем не бывало.
Итого: «Ленин» был замечательной попыткой Советского Союза открыть миру отрасль атомного судоходства по полярным широтам, однако первая попытка часто бывает неудачной, и можно только предполагать, какой радиоактивный след оставили аварии на ледоходе. Чего стоит одно ожидание момента, когда оболочка реактора, который лежит где-то на дне Северного Ледовитого, проржавеет и разгерметизируется. А рано или поздно она это сделает.Сейчас ледоколы проводят караваны, доставляющие грузы в удаленные уголки Заполярья, протаптывают торговые пути на Дальний Восток, возят исследовательские группы и туристов (за 35к $ можно посмотреть на белых медведей на Северном полюсе), но стоит ли игра свеч…?



источник

Похожие публикации

комментариев

Наверх